Протоколы маршрутизации могут подразделяться по самым разным критериям, например, по сфере применения, т.е. по принадлежности к EGP или IGP типу. Другой классификацией, описывающей протоколы маршрутизации, может быть деление по используемым алгоритмам: протокол использует дистанционно-векторный (distanse vector) алгоритм или работает с учетом состояния канала (link state). Если принадлежность маршрутизаторов к EGP или IGP типу описывает их физическое взаимодействие, то использование алгоритмов маршрутизации по вектору расстояния или состоянию канала описывает характер взаимодействия маршрутизаторов между собой при рассылке маршрутных обновлений.
Протоколы маршрутизации, использующие алгоритм с учетом состояния каналов, были разработаны для преодоления ограничений, связанных с использованием дистанционно векторных протоколов. Алгоритм с учетом состояния канала дает воз можность протоколам быстро реагировать на изменения сети, рассылать обновления только в случае появления изменений и рассылать периодические обновления (называемые обновлениями состояния канала) через большие промежутки времени, примерно один раз каждые 30 минут.
Когда состояние канала изменяется, устройство, обнаружившее такое изменение, формирует извещение о состоянии канала (Link_State Andvertisement — LSA), относящееся к этому каналу (маршруту), и рассылает его всем соседствующим маршрутизаторам. Каждый маршрутизатор получает копию извещения о состоянии канала и на этом основании обновляет свою базу состояния каналов (топологическую базу), после чего пересылает копию извещения всем своим соседям. Такая массовая рассылка извещения нужна, чтобы гарантировать, что все маршрутизаторы обновят свои базы данных и создадут обновленную таблицу маршрутизации, которая отражает новую топологию .
База данных состояния канала используется для обнаружения наилучшего сетевого пути. Маршрутизация с учетом состояния канала основана на алгоритме первоочередного определения кратчайшего маршрута (Shortest Path First — SPF) Дейкстра (Dijkstra) для построения SPF дерева, на основе которого принимается решение о том, какой маршрут является наилучшим. Наилучший (кратчайший) маршрут выбирается из дерева первоочередного определения кратчайшего маршрута и помеща ется в таблицу маршрутизации. Примерами протоколов, использующих алгоритм с учетом состояния каналов, являются OSPF, IS-IS, NLSP .
Как и дистанционно-векторный алгоритм, SPF позволяет учитывать отказы аппаратных средств. Кроме того, алгоритм SPF имеет еще одно приемущество в том, что все вычисления могут проводмться одновременно: после изменения состояния какой либо связи все коммутаторы пакетов получают сообщение о состояни и приступают к повторному вычислению таблицы маршрутизации. Вотличии от этого дистанционно-векторный алгортм требует, чтобы коммутатор пакетов обновил свою таблицу маршрутизации перед отправкой сообщения другому коммутатору пакетов.