Дисциплина
"Программное обеспечение систем передачи данных"

Содержание

5.7. Сравнение глобальных электронных почт X.400 и Internet Mail

1. Разработчики

      Стандарт Х.400 был разработан ITU (International Telecommunications Union) и признан ISO (International Standardisation Organisation). Почта Internet Mail разработана IETF (Internet Engi-neering Task) - добровольной некоммерческой организацией.

      IETF признана ISO и ITU как полноправный член процесса стандартизации с юридическим оформлением этого факта и взаимным членством.

2. Доступность стандартов

      Важнейшим отличием между ISO/ITU и IETF является их подход к публикации своих стандартов. Публикации ISO/ITU стоят денег и защищены авторскими правами.

      IETF всегда декларировала, что публикации RFC должны быть доступны всем желающим сети Internet, без ограничений на копирование и распространение. Результатом такой политики стало то, что разработка приложений для Internet стала делом, доступным даже любителям, в то время как создание продуктов, поддерживающих стандарты ISO/ITU, требует наличия некоторого начального капитала и уверенности в том, что потраченные деньги вернутся.

Почта Internet Mail привлекательна:
  • Простотой
  • Широчайшей распространенностью
  • Дешевизной
  • Множеством новых (но далеко не общепринятых) свойств, таких, как MIME и уведомления о доставке
Почта X.400 привлекательна:
  • Строгой - можно сказать, даже жесткой - стандартизацией
  • Наличием коммерческих операторов с гарантированным уровнем сервиса
  • Стандартизацией использования уведомлений о доставке и о получении

3. Цена

Цена складывается из следующих факторов:
  • Цена приобретения
  • Цена требуемой аппаратной платформы
  • Цена инсталляции
  • Цена обучения
  • Цена рабочего времени, затрачиваемого на работу с приложением
  • Цена технической поддержки
  • Цена обслуживания
  • Смежные расходы (платы оператору сети, поставщику услуг)

      Internet Mail и Х.400 абсолютно не сравнимы по цене приобретения; самые дешевые продукты Х.400 дороже самых дорогих для Internet.

      Цена аппаратной платформы сравнима.

      Цена установки и настройки меньше у Х.400.

      Цена обучения. Продукты Х.400, безусловно, сложнее, и полное овладение их возможностями требует серьезного обучения.

      Цена времени, затраченного на работу с приложением, сравнима.

      Наибольшей популярностью Х.400 пользуется среди государственных организаций всего мира.

      Существует большое количество программных продуктов, реализующих Х.400. Помимо того, что большинство крупнейших производителей ПО, включая Microsoft, IBM, Lotus, Novell либо анонсировали, либо продают почтовые продукты, совместимые с Х.400, есть множество «чисто Х.400»-продуктов.

4. Адресация

Структура адреса различна, но имеются общие черты адресации:
  • Оба типа адресации в целом иерархические, когда администратор «высшего уровня» присваивает имена «низшему»
  • Оба используют в именах ограниченный набор символов
  • Оба могут быть разделены на компоненты
  • Оба типа создают глобальную схему адресации
  • Оба с трудом «переводятся» друг в друга

      Система адресации Х.400 по атрибутам не во всех случаях может быть оправдана.

      Большая часть атрибутов используется очень редко, например атрибуты физической доставки, необходимые в случае, когда электронное письмо в какой-то момент должно стать бумажным, быть заклеенным в конверт и доставленным почтальоном.

      Название атрибута заставляет человека, читающего адрес, считать, что это название действительно соответствует реальному положению вещей. Человеку кажется, что в поле «organisation» стоит обязательно название организации, а если в неком адресе присутствует поле «surname», то этот адрес принадлежит человеку.

      У пользователей также создается иллюзорное представление об иерархии адресов. Если в адресе стоит «O=Rosnet; S=Belozerov», это означает, что Belozerov использует услуги сети Rosnet, а вовсе не то, что Belozerov в этой компании работает.

      Следующая проблема состоит в использовании обязательного атрибута «страна». SITA, крупнейший сетевой оператор, работающий для авиакомпаний, в одностороннем порядке начал использовать значение «C=WW» от «world wide», поскольку многие его пользователи не хотели быть привязаны в адресе к стране, с которой они имели мало общего. Консорциум ISODE, имеющий офисы в Англии и США, использует атрибут «C=FI», поскольку его оператор зарегистрирован в Финляндии.

5. Уведомления

      Термин «Уведомление о доставке» используется для обозначения как собственно этого уведомления («да, письмо доставлено сюда»), так и обратного («нет, письмо не может быть достав-лено сюда»).

      Формат уведомлений Internet Mail не стандартизован. Содержание сложно трактует смысл.

      Уведомление Х.400 представляет собой сжатую двоичную структуру с четко определенным форматом.

      Коды ошибок в Х.400 представляют собой числа, и возможность дописывать в уведомление какой-либо текст, например, трассировочную информацию. Коды ошибок покрывают большинство возможных ситуаций.

      Почтовые системы Х.400 и Internet Mail существуют без видимой тенденции к победе одной из них, они дополняют друг друга. Любая большая компания должна иметь оба вида почты.

      Х.400, как более предсказуемая в своем поведении и надежная, может служить для ответственных приложений, Internet Mail будет применяться как более дешевое решение.

<<< ^^^ >>>
Created by Aleksey Vishnyakov © 2002